Комнатные цветы и растения

Большинство комнатных растений пришли к нам из далеких стран. Одним растениям требуется много солнца, чтобы не нарушить процесс фотосинтеза. Тропическая влажность, которая кажется нам удушающей и неприятной, для других растений настоящий рай. У каждого свой характер и требования. Одним растениям нужно много воды. Про другие лучше вообще забывать на какое-то время. Но ничто не поднимет настроения, как новый побег или новый бутон на растении, ещё вчера поникшем и грустном.
Сайт о комнатных растениях, о том как правильно сажать и растить комнатные растения и цветы.


30.07.09
Автор(Источник): Таня

Размещение растений в комнатах.

В южной части России, где не бывает слишком сильных морозов, можно прекрасно воспользоваться для культуры некоторых растений двойными оконными рамами. К сожалению, архитекторы не принимают во внимание потребностей любителей растений: они часто делают пространство между рамами настолько узким, что едва бывает достаточно места для постановки всем известных бокалов с гиацинтовыми луковицами, для горшков же места не хватает. Трубообразные высокие горшки, специально изготовленные для двойных рам, и некрасивы, и непрактичны (рис. 7).

Гораздо лучше применять вместо них четырехугольные горшки (рис. 8). Можно также под каждый горшок с растением подставить опрокинутый маленький черенковый горшочек; тогда первые будут находиться не между деревянными переплетами, а между стеклами, где место шире. Недостаток такого расположения тот, что горшки, сами по себе совсем некрасивые, выставляются на вид во всей своей наготе. Двойные рамы вполне удобны для постановки растений, если расстояние между ними не менее 22—27 см. Впрочем, расширить пространство между рамами обходится, в большинстве случаев, недорого. Где зимой, вследствие сурового климата, нельзя пользоваться для культуры растений двойными рамами, там очень рекомендуем приспособить к окнам стеклянные ящики. Устроить их можно так, чтобы летом они были расположены снаружи окна, зимой же — с внутренней стороны. Зимой уход производится через дверцу, летом же достаточно открыть окно внутрь, чтобы достать растения. Следует, конечно, принять меры, чтобы вода при поливке не могла проливаться на улицу. Необходимо также устроить на время сильного солнечного пригрева затенение, управляемое по возможности изнутри комнаты. Простейший способ достигнуть этого — приделать навертывающуюся


Рис. 9. Разрез оконной теплички:
а — внутренняя рама,
б — наружные двойные рамы,
в — двойной деревянный пол,
г — железный прут для шторы.

на валик штору, поднимающуюся и опускающуюся на шнурках, проведенных в комнату. Хороших результатов можно также достичь, воспитывая растения между тройными рамами, из которых две наружные сближены между собой и предназначены, как и обыкновенные двойные рамы, для защиты от мороза, третья же отодвинута внутрь комнаты настолько, чтобы можно было поместить желаемое количество растений. Во внутреннем пространстве можно устроить различного вида полочки и подставки, служащие как для экономии места, так и для красивого расположения растений. Еще лучше воспитывать растения в оконной тепличке. Разрез такой теплички, спроектированной для северного климата, представлен на прилагаемом рисунке (рис. 9). Отличие этой оконной теплички от устраиваемых в более теплом климате состоит в том, что наклонная стеклянная рама и наружные стенки имеют не одинарные, а двойные стекла, отстоящие друг от друга на 4—5 см, пол сделан также двойной. Благодаря этим предосторожностям, внутреннее пространство теплички защищено от слишком сильного влияния мороза. Температуру можно регулировать, отворяя форточку в раме, обращенной внутрь комнаты, а в очень холодную погоду — совсем раскрывая эту раму. Два изогнутых железных прута прикреплены снаружи против углов теплички; по ним на кольцах ходит деревянная или матерчатая штора, служащая для затенения теплички от полуденного жара. В такой тепличке или, лучше, оконном ящике можно поддерживать равномерную прохладную температуру, необходимую зимой для очень многих прекрасных растений, например, для индийских азалий, рододендронов, некоторых орхидей и т. д. Можно также устроить в такой тепличке отопление. В таком отапливаемом стеклянном помещении можно с успехом воспитывать орхидеи из влажных и жарких тропических стран, например, восточно-индийские Vanda, Saccolabium и др., а также изящные пестролистные бертолонии, сонериллы, маранты, кротоны и проч. Как видно из вышеизложенного, устройство оконных тепличек основывается на том же принципе, что и устройство тройных рам; преимущество же первых заключается в большей вместительности и обилии верхнего света. Культура растений между двойными и тройными рамами, в стеклянных ящиках и в оконных тепличках дает всегда более благоприятные результаты, чем в самой комнате, так как в первом случае растения полнее пользуются верхним светом и защищены от пыли и быстрого высыхания.

Удобнее всех других приспособлений — маленький зимний сад, соединяемый с комнатой дверью и обладающий всеми преимуществами теплицы. Заметим, однако, что устройство зимнего сада, а также его содержание и, в особенности, отопление требуют значительных затрат.

Любитель, желающий красиво убрать растениями свою комнату, балкон и веранду, не должен забывать подвесные вазы, или ампели. Мы называем так всякого рода подвесную цветочную посуду, в которой сажаются преимущественно свешивающиеся растения. Последние следует отличать от лазящих растений, или лиан. Лианы на родине своей взбираются вверх вдоль древесных стволов до густых крон или снизу доверху покрывают могучие скалы, тогда как растения, годные для подвесных ваз, распространяются, так сказать, ползком: их длинные стебли тянутся по земле или свешиваются со скал, образуя по пути все новые корни, служащие им для питания и для прикрепления. Эти-то ползучие растения, не могущие, в противоположность кустарникам, держать свои тонкие стебли прямо, и употребляются для посадки в висячие вазы.

Хорошая подвесная ваза должна иметь изящный вид и вместе с тем быть устроенной так, чтобы посаженные в нее растения могли успешно развиваться. Фабрики глиняных, проволочных и деревянных изделий, занимающиеся производством подвесных ваз, обращают внимание, к сожалению, только на красоту, а не на пригодность их для культуры растений. Наиболее хороши вазы из глины, то есть из того же материала, из которого делают обыкновенные — и вместе с тем наилучшие — цветочные горшки. Главный недостаток глиняных подвесных ваз — отсутствие необходимого водосточного отверстия. Следовало бы непременно просверливать острие или украшение, заканчивающее обыкновенно внизу такую вазу, чтобы после поливки излишняя вода ни в каком случае ке могла в ней застаиваться. Чтобы предотвратить загрязнение пола от пролившейся воды, можно посоветовать привесить под водосточным отверстием маленькую глиняную или жестяную чашечку, которую через некоторое время после поливки нужно снимать и опорожнять. Второй капитальный недостаток большинства ампелей, особенно глиняных, — это их слишком плоская форма. Если в такую плоскую вазу поставить висячее растение вместе с горшком, верхняя часть последнего будет некрасиво выдаваться, если же высадить растение из горшка прямо в вазу, то для земляного кома не будет достаточно места. Следовательно, подвесная ваза не должна быть плоской; она должна иметь глубину, вполне соответствующую глубине обыкновенного горшка такого же диаметра. Третий важный недостаток глиняных подвесных ваз — чрезмерное обилие украшений: может показаться, что главная суть в орнаментовке, а не в посаженном растении.

Между тем, внешность вазы не должна вообще играть никакой роли, так как при правильной посадке висячие растения совсем, или почти совсем, закрывают посуду. Итак, наиболее достойна рекомендации подвесная ваза по возможности простой формы, сделанная из не слишком сильно обожженной, следовательно, наиболее пористой глины, без всякой глазури или краски на наружной поверхности, и, наконец, достаточно глубокая и снабженная водосточным отверстием. На рис. 10 представлены три ам-пели: слева мы видим целесообразно устроенную простую вазу, посредине — неудобную из-за плоской формы и обилия украшений, а справа — вазу из раковины, хотя и не особенно практичную, но достойную рекомендации вследствие простоты и легкости ее изготовления.

На втором месте мы поставим подвесные вазы или, вернее, корзины из дерева и из плетеного тростника. Подобные корзины могут быть сделаны очень красиво, например, — из натуральных кусочков ветвей, плотно прилегающих один к другому, как в орхидейных корзинах, или из расколотых вдоль дубовых сучков, или из натуральной древесной коры, или же, наконец, из выструганных деревянных брусочков, одетых корой или пробкой. Их можно украшать
шишками хвойных.
Тростниковые корзины имеют крупный недостаток, общий с проволочными корзинами, которые сами по себе очень элегантны: это — чрезвычайная затруднительность поливки. Если в такой корзине земля высохнет, то обеспечить ей необходимую влажность можно только погружением на некоторое время корзины вместе со всем содержимым в достаточно объемистое ведро с водой. Если этого не делать, а поливать обыкновенным способом, то вода, не проникая внутрь кома, будет выливаться через промежутки плетения и, увлекая частицы земли, будет пачкать как корзину, так и всё вокруг, посаженные же растения будут страдать от недостатка влаги. Эта невозможность регулировать сток поливочной воды составляет серьезный недостаток плетеных корзин, который делает их применение в большинстве случаев нежелательным. Проволочные подвесные корзины из оцинкованной и нержавеющей проволоки могут найти применение на балконах, причем необходимо расположить их так, чтобы поливочная вода стекала в сад. Перед посадкой растений такие корзины выкладываются внутри двойным слоем оловянной фольги или слоем белого болотного мха (Sphagnum palustre), чтобы земля не высыпалась через широкие промежутки и корни не вылезали наружу. Наиболее простую, практичную и дешевую подвесную вазу представляет собой обыкновенный цветочный горшок, если в него посадить висячие растения и обвязать верхнюю часть его проволочным кольцом, к которому прикрепить необходимые для подвешивания шнурки (рис. 11). Можно также вставлять обыкновенный, засаженный висячими растениями горшок в корзинку, приспособленную к подвешиванию и играющую в этом случае роль ам-пели. Подобную, очень достойную рекомендации ампель изображает рис. 12. Она изготовлена из полосового железа и имеет венцеобразную форму, расширяющуюся книзу и суживающуюся кверху таким образом, что вставляемый в нее обыкновенный горшок задерживается и плотно в нее входит только своей верхней частью, нижняя же ни к чему не прикасается и остается свободно висящей. Расширенная нижняя часть ампели вмещает в себе вынимающийся жестяной поддон, к которому снизу приделана несколько выступающая сливная трубка, закрывающаяся винтовой пробкой. После поливки лишняя вода стекает в поддон, из которого ее удаляют, отвинчивая пробку и подставляя какой-нибудь сосуд. Эта ампель поддерживается тремя изящными цепями, соединяющимися Подвесные вазы следует располагать в зимних садах и комнатах как можно ближе к окнам. К краю вазы, на равных расстояниях, прикреплены три металлические кольца, от которых идут шнуры или цепочки, прочность которых должна соответствовать величине и тяжести посуды. Концы шнуров или цепей в свою очередь соединяются общим кольцом (см. рис. 11). Если вазы висят настолько высоко, что до них нельзя достать, то к верхнему кольцу прикрепляется крепкий шнур, пропускаемый через блок, вделанный в потолок комнаты или другое соответствующее место. Такое устройство дает возможность располагать вазу выше или ниже. Для поливки, или когда хотят полюбоваться растением вблизи, или вычистить и вымыть его, — вазу опускают, а затем опять поднимают на желаемую высоту.

Совсем маленькие подвесные вазочки, в которые можно поставить один горшочек, или же посадить одно маленькое растение, можно сделать из выдолбленной и высушенной фигурной тыквы или из крепкой скорлупы кокосового ореха. Такие вазочки составляют прехорошенькое комнатное украшение вблизи окна.

Если в них посадить болотные растения, как например, традесканцию (Т. multicolor) или женские волосы (Isolepis gracilis), то промежуток между земляным комом и стенками вазочки следует заполнить кусочками губки, которая удерживает влагу и способствует развитию тонких корешков.
Украшение подвесных ваз растениями, без высадки их из горшков, весьма просто. Дно таких ваз должно быть совершенно ровно, чтобы горшки всегда стояли прямо. В вазы обыкновенно ставят один горшок, если же хотят поставить несколько растений, то посредине располагают более крупное и окружают его мелкими.

Что касается ваз, предназначенных для непосредственной посадки в них растений, то прежде всего в них прикрывают водосточное отверстие черепком. На черепок кладут несколько кусочков торфа и затем уже наполняют вазу землей. Чтобы предотвратить слишком быстрое и полное высыхание, к земле примешивают немного выветрившейся глины или старого глинистого строительного мусора, а также кусочки торфа; той же цели можно достигнуть, вводя в состав земли V2 или 2/з хорошей дерновой земли. В середину очень больших ваз можно посадить изящное пряморастущее растение, например, пальму. Вокруг нее можно посадить несколько других, также пряморасту-щих растений — цветущих или лиственных, — например, Cyperus, пеларгонии, фуксии и гелиотроп, настоящие же висячие растения расположить по краю. При такой совместной посадке следует заставлять цветущие растения принимать несколько пониклое положение; достигается это заблаговременной обрезкой главного стебля. Ваза не должна быть переполнена: следует посадить лишь столько растений, чтобы их корни не слишком теснили друг друга.


[Наверх] / [Назад]